- Согласны ли Вы с тем, что писательство сегодня стремительно превращается в хобби? Небольшие тиражи, низкие гонорары, прожить на которые невозможно…
Идеальный писатель, на мой взгляд, – это граф Лев Николаевич Толстой. Имение давало солидный доход, а графский титул помогал в общении с издателями. Можно было спокойно рассуждать о глобальных проблемах, не отвлекаясь на бытовые мелочи. Правда были еще огромный талант и соответствующая работоспособность.
Ну а если серьезно, положение русскоязычных профессиональных писателей и в самом деле очень тяжелое. Однако, думаю не стоит отчаиваться. Взгляните на западные страны – там практически безболезненно переходят на электронные книги. Они устраивает всех: издавать проще и быстрее, покупать в разы дешевле и удобнее. А для писателей просто ничего не изменилось – за проданную рукопись они по-прежнему получают гонорар, роялти и все что там, у проклятых буржуев, положено.
Ключевой момент в том, что читатели покупают книги, а не скачивают их на пиратских сайтах. Когда в русскоязычной книготорговле произойдет то же самое, ситуация вернется в прежнее русло. Вот только какое время займет этот процесс и сколько усилий потребуется для этого, сказать не берусь.
Писательство как хобби? Да, конечно. Но именно для любителей. Это замечательное занятие, когда можешь ему предаваться, не будучи связанным планами издательств и редакций. И не думая кому и за сколько продать готовую рукопись, потому что есть основная работа с хорошей зарплатой. Много таким образом не напишешь – так и не надо.
Я так и пишу. Писательство для меня никогда не было тяжелой работой – только в удовольствие. За эти годы я познакомился со многими интересными авторами-любителями, которые относятся к сочинительству точно также. Недавно издательство «Млечный путь» выпустило сборник рассказов «Программист и бабочка». Особенность книги состоит в том, что все авторы – программисты. Там есть мои рассказы, и рассказы моих друзей. Судя по отзывам, книга получилась очень удачной.
За десять лет выросло целое поколение писателей-любителей, многие из которых способны составить (и уже составили!) конкуренцию профессионалам. И это хорошо. От конкуренции всегда выигрывает конечный пользователь – читатели фантастики, то есть все мы.
- Согласились ли бы Вы участвовать в каком-либо издательском проекте – т.е., вести очередную сюжетную тему в мире, придуманном не вами? И, вообще, – Ваше отношение к сериальной фантастике?
Я страшно люблю Star Trek. Почти фанат. В 1996 году, когда переехал в Израиль, обнаружил, на одном из телеканалов ежедневный показ этого сериала. Это был «The Next Generation» с капитаном Пикардом и роботом Дэйта. До отъезда у меня не было видеомагнитофона, а в видеосалонах тогда показывали только боевики с карате. Я даже не подозревал, что на свете есть ТАКОЕ! Каждый вечер в пол-одиннадцатого я устраивался перед телевизором, и у меня было 45 минут полного счастья.
По-поводу участия в издательских проектах. У меня уже есть удачный опыт работы в соавторстве. Участие в большом проекте станет новым интересным опытом. Почему бы и не попробовать? Многое зависит от самого проекта, от его общей направленности, от мира в котором происходит действие.
Возьмем тот же Star Trek. Авторы создали целую Вселенную, населили ее мыслящими существами, заставили их воевать или сотрудничать. Все логично, все выверено до мелочей. В то же время корабль всегда может встретить новую планету – и тут открывается полный простор для писательской фантазии. Писать для подобного проекта сплошное удовольствие.
А вот скажем «Мир метро» меня не вдохновляет. Он недостаточно продуман и, на мой взгляд, попросту нежизнеспособен. Конечно, главный герой лучше смотрится на баррикадах с автоматом, чем с лопатой в хлеву, по колено в навозе. Но ведь на самом деле жителям метро главным образом приходилось бы заниматься именно этим. Вообще, не верится, что целая колония людей может выжить в таких условиях.
Меня уже пригласили в один из новых больших проектов, не стану пока называть его. Проект только начинают, и я жду, что из этого получится. Если будет интересно, то непременно подключусь. А просто ради заработка не стану. Это сфера деятельности профессиональных писателей. Они умеют одинаково хорошо реализовывать на бумаге и собственные сюжеты и писать на заданную тему. Потому они и профи, это их работа. А я все-таки любитель.
- Перечитываете ли Вы свои уже изданные книги? Или, – никогда?
Прежде чем ответить на этот вопрос, покопался в интернете. И нашел много интересного. Основное мнение таково: перечитывать собственные книги – опасное занятие. Оказывается, перечитывая через несколько лет свою книгу, авторы первым делом обнаруживают ранее не замеченные собственные ляпы. Потом видят, что к ним присоединились еще и ляпы редактора. К тому же, со временем взгляды писателя на то, как следует писать, меняются. В общем – ужас, ужас! И возникает труднопреодолимое желание немедленно сесть и все переписать. А поезд-то уже ушел!
Я так попался с «Санитарным инспектором». Недавно перечитал книгу, и расстроился. Потом решил сделать новую, так называемую «авторскую редакцию». Эту версию я выставил на своем сайте и только тогда успокоился.
Это случилось прежде, чем узнал, что я не первый и не последний, кто попал в эту ловушку. Теперь подобные ошибки повторять не буду. Уже изданные книги – ни перечитывать, ни переписывать!
А вот озвучку своих книг и рассказов слушаю с удовольствием. Особенно «Программиста для преисподней». Эту книгу начитал петербургский артист Борис Хасанов. Я очень благодарен ему за эту работу. Когда читает профессионал и книга звучит лучше
- Вам, как читателю, какое направление фантастической литературы более всего интересно?
На мой взгляд, настоящая фантастика – это кривое зеркало, в котором отражается реальность, наша жизнь со всеми ее плюсами и минусами. В этом плане для меня эталоном фантастического произведения всегда был «Билет на Планету Транай» Шекли.
Сейчас этим эталоном стал Терри Пратчетт. Хотя с фэнтези в целом у меня отношения сложные. Например, я с удовольствием в свое время прочитал Хоббита. А вот цикл Властелины Колец меня оставил совершенно равнодушным. Тут ведь не было качественного скачка, а только количественное увеличение уже однажды написанного. Поэтому мне хватило одного Хоббита.
Мне ближе не классика этого жанра, с ее непременными путешествиями, магическими превращениями и битвами, а фэнтези юмористическая. С удовольствием прочитал МИФы Асприна и Белянинского Царя Гороха. Кстати, Белянин значительно глубже. Очень нравится в этом жанре Михаил Успенский – глубокое знание сибирского фольклора в сочетании с умением выстроить нестандартный сюжет, плюс великолепный своеобразный литературный язык и конечно море юмора.
Это не значит, что мне нравится вся юмористическая фэнтези. Юмор просто ради смеха быстро наскучивает. Настояший юмор – он как сладкая оболочка у горькой пилюли.
Думаю, никого не удивлю, если скажу, что запоем прочитал всего Лукьяненко. Кроме Дозоров – ну не трогают меня эти разборки одинаково чужих и непонятных мне существ.
Единственное что категорически отрицаю – это ужастики, особенно с вурдалаками и оборотнями. Не могу понять, откуда у современного читателя вдруг прорезался такой интерес к нечисти? По-моему это полный абсурд – читать на каком-нибудь суперсовременном iPade скачанные из интернета примитивные средневековые страшилки.
В общем, с указанной оговоркой, принимаю все направления. С условием, что написано на хорошем литературном уровне.
Игорь Розов для Космооперы.ру
Сайт Евгения Якубовича www.yakubovich.com
Космоопера.ру - новости фантастики.
Не заметил, что для Акунина например писательство превратилось в хобби. Или для Донцовой. Хобби оно для тех, кто не умеет писать книги профессионально. У кого нет дара ранить словом. У кого книга способ высказать свои мысли, и мысли эти не так интересны, как кажется ему самому. Правильно сказал один известный, но часто ругаемый автор. Жаловаться остается только тем, кто писать хорошо не умеет. Глядя на ту же Донцову не кажется, что она с трудом проживает свои доходы))))
Pantifik, спасибо посмеялся… Донцова, которая оказывается умеет «ранить словом» – меня прикололо.
Вы что-нибудь об издательских «проектах» слышали?
Вот я действительно глупость сморозил, хотел поспорить о «тяготах жизни рускоязычных авторов» и нашел самый неудачный пример в смысле «ранить словом» )
О проектах? Вы хотите сказать, что умение писать менее значимо, чем чей-то продуманный план или проект. А как тогда писатель попадает в этот проект, если он никогда не умел хорошо писать? Я то ведь читатель, а не творец реальностей, для меня их технологии непонятны, мне нужны книги, которые я буду читать с удовольствием.
И знаю, что неудачники всегда плакались в желетку и будут плакаться. И это не только в писательстве. Говорю не об авторе заметки, а в общем плане.