- Антон, известно, что в российском книгоиздании сегодня кризис. А вот есть ли кризис в российской фантастике? К примеру, кризис идей? Столько авторов бросилось писать для всяких книжных серий – и оказалось, что сказать им в фантастике, по большому счету, нечего…
Да, это серьезная проблема современной жанровой литературы. Почему-то считается (и повелось это еще в советские времена), что фантастику или, скажем, боевики писать легко, что достаточно иметь самые примитивные ремесленные навыки, некоторую начитанность и буйную фантазию — садись и пиши. Но оказывается, что этого недостаточно: к жанровой литературе предъявляются те же самые требования, что и к любой другой творческой деятельности, то есть она должна нести в себе нечто оригинальное: либо самоценный авторский человеческий опыт, либо некие новые идеи. И с тем, и с другим у молодых писателей обычно напряженка: их рефлексия остается на уровне подростков, а идеи вторичны, поскольку проистекают из осмысления прочитанного, а не познанного. Им бы поучиться, походить на мастер-классы и семинары, получить достойное образование и профессиональный опыт, однако современная издательская политика дает им возможность практически сразу выйти на массового читателя, а после этого молодой автор начинает думать, что всё уже умеет, что его творчество вызывает интерес, что он равен классикам. В итоге мы и наблюдаем вал ученического чтива, ценность которого близка к нулю.
- Согласились бы Вы с тем, что за последние десять-пятнадцать лет в российской фантастике не появилось ни одного яркого и значительного писателя – с большим и неоспоримым талантом. В этой связи, могли бы вы дать какую-то общую характеристику нынешнему поколению фантастов – тем, кому сейчас тридцать-сорок и кто пришел на смену. Это «потерянное поколение», чей удел плодить попаданцев – на издательскую потребу? Или все не так безнадежно?
Я вообще спокойно смотрю на все эти литературно-издательские кризисы, поскольку успел пережить их немало. И не назвал бы нынешнее поколение фантастов (так называемую «цветную волну») совсем уж потерянным. Среди них есть несколько писателей, талант которых никто всерьез не оспаривает: Шимун Врочек, Юлия Зонис, Дмитрий Колодан, Иван Наумов, Карина Шаинян. Очень мощно стартовали Борис Георгиев и Максим Хорсун. То есть вне зависимости от конъюнктуры рынка всегда будут появляться авторы с уровнем текстов выше среднего. А поскольку кратковременный период торжества межавторских проектов, похоже, заканчивается, то я надеюсь увидеть новые интересные тексты, которые будут написаны на высоком профессиональном уровне опытными повзрослевшими людьми.
- Известное выражение: плохому танцору все время что-то мешает… Как Вы считаете, почему современная российская фантастика не интересна Западу. Учитывая тот обидный факт, что на полках отечественных книжных магазинов – во всяком случае, в больших городах, богатый выбор переводной англоязычной фантастики. Способны ли мы заинтересовать западных читателей своими фантастическими историями?
Насколько мне известно, наши топовые авторы вполне себе переводятся и издаются на Западе: Лукьяненко, Пелевин, Перумов. Что касается остальных, то тут главная проблема видится всё в том же отсутствии новых идей, о котором мы упомянули выше. Давайте посмотрим на общий ландшафт современной русскоязычной фантастики и сравним ее с конкурентами. Космическую оперу, классическое фэнтези и вампирские саги западные фантасты писать умеют намного лучше. Истории о «попаданцах» имеют такой своеобразный национальный (иногда даже националистический) колорит, что скорее отпугнут англоязычного читателя. Оригинальной научной фантастики настолько мало, что она теряется на общем фоне — ее не выкопает даже специально подготовленный переводчик. Что еще? Бесконечные истории об аномальных зонах и сталкерах? Какой-то интерес появился с выходом игры «S.T.A.L.K.E.R.», но и он быстро сошел на нет, потому что эта тема западными авторами была открыта еще тридцать лет назад, и они продолжают выпускать целые циклы с постапокалиптическим антуражем. Честно говоря, я не знаю, чем может привлечь российский автор западного читателя. Наверное, по-прежнему только одним — выйти в топ здесь, а там уж разберутся: стоит издавать/читать или нет.
Игорь Розов для Космооперы.ру
Космоопера.ру - новости фантастики.