- Игорь, кто-то пишет фэнтези, кто-то – АИ, Вы – космооперу, космические боевики. Что повлияло на жанровый выбор? Загадки звездного неба над головой? Желание представить, что скрывается в космических далях?
Фантастика моя давняя страсть и любовь. В 80-е годы, на которые пришлась моя юность, хорошая и качественная зарубежная фантастика была большой редкостью. Хорошую книгу днем с огнем было не найти. Отечественная фантастика мне тоже нравилась (тот же Беляев, Стругацкие, Ефремов), но смущала политическая подоплека всех историй. Пока наши космонавты активно строили в космосе коммунизм, зарубежные фантасты открывали новые горизонты в новом измерении. Их сюжеты не раздражали излишним пафосом и однообразием, а выгодно отличались новизной идей и интересными, неоднозначными персонажами. Наверное, с той поры и пошла моя страсть к иностранным авторам. Стыдно признаться, но астрономией никогда особенно не увлекался, зато воображение было буйным. Было проще представить полет в другую галактику, чем полет до Марса или Венеры. Планеты Солнечной системы казались мне безжизненными и скучными. Это я сейчас понимаю, как был не прав, а тогда все было иначе. Джунгли какой-нибудь чужой планеты мне были милее сотни Марсов. Чтобы думать о звездах, совсем не обязательно смотреть на них часами напролет. Они всегда со мной – у меня в сердце и душе.
- Что бы Вы сами определили, как лейтмотив ваших произведений? Переформулируя: есть ли что-то важное, что вы хотите всегда донести до своего читателя, или это важное от книги к книге меняется.
Я всегда считал, что главное в хорошей фантастике это интригующий сюжет и непредсказуемая концовка. Стараюсь придерживаться этих взглядов и создавать непредсказуемые истории. Авторы разделяются на две категории. Первые пишут сюжет по некоему черновому наброску. Вторые придумывают истории в процессе написания книги. Отношу себя ко второй категории, так как никогда заранее не знаю, чем закончится история. Это как плюс, так и минус. Создание романа усложняется многократно, зато труды себя полностью оправдывают.
Если вести разговор о главном, что обычно автор пытается сказать читателям, то я не выдумываю изощренных идей, которые были бы непонятны людям, а беру старые добрые прописные истины и преподношу в новом свете. От космических опер ждут грандиозных событий и космических баталий. Я даю читателю возможность поучаствовать в них и сопереживать главному герою в долгих странствиях. А персонаж книги по ходу повествования растет и развивается, набираясь опыта. Это очень важно, если читатель хочет понять мотивы героя и поверить во все происходящее. Я создал Вселенную Доминион и теперь от истории к истории наполняю ее событиями и персонажами. Так она кажется еще более реальной. Не зря ведь Джордж Лукас не изменяет своему миру Звездных войн.
- Согласны ли Вы с тем, что сегодня писательство для большинства авторов – хобби. Жить на гонорары удается единицам, большинство авторов занимаются творчеством в свободное от основной работы время…
Целиком и полностью согласен. Сейчас не самое лучшее время для писателя и дело даже не в нищенских гонорарах. Желающих издаться очень много, а издательства не спешат давать шанс новичкам, опасаясь потери денег, если вдруг книга не окупиться и не будет пользоваться спросом. А как она будет пользоваться, если она без соответствующей рекламы попросту затеряется среди сотен других? Издательствам проще публиковать проверенных временем авторов с многомиллионными тиражами, даже, если они уже и исписались, чем публиковать интересные книги неизвестных писателей. В большинстве случаев издатели попросту торгуют громким именем и только. Например, по моему личному мнению первые книги Сергея Лукьяненко читаются намного лучше и душевней, чем последние новинки. Сытый волк драться не будет, как сытый писатель создавать проникновенные вещи, берущие за душу. Считаю если этот замкнутый, порочный круг не изменить, то вскоре фантастика без свежих идей придет в упадок. Это уже происходит – достаточно посмотреть, сколько похожих серий вышло и еще готовится к публикации. Вместо того чтобы печатать одну книгу известного автора тиражом в сто тысяч, я бы лучше предоставил шанс десяти новичкам и не прогадал, потому что вероятность того, что среди них окажется бриллиант, очень высока. Увы, редакторы издательств считают иначе. Прибыль на первом месте.
- Ваше отношение к сегодняшней российской «сериальной» фантастике?
Смешанное. Я в свое время запоем глотал почти все выходящие книги из серии Сталкер, пока их количество не заставило меня поперхнуться. Цены сильно выросли, а качество книг заметно ухудшилось, и для меня тот мир попросту умер. Просто надоело читать об одном и том же, да простят меня фанаты серии. Читать постапокалипсис без хорошей или как минимум многообещающей концовки тяжело. Это все равно, что предаваться жестокому самобичеванию – люди любят жалеть себя, от этого жанр еще долго будет процветать и пользоваться спросом. Мне ближе по натуре космическая фантастика, нежели постапокалипсическая, хотя свой роман “Глаза цвета стали” я посвятил именно этой теме, не забыв добавить космическую линию в историю. Мир “Star Treka” получил как у нас, так и за границей бешеную популярность именно благодаря оригинальным идеям в каждой серии. Всех разбирало любопытство, а что будет дальше. Такого в Сталкере не ощутил. Уже после второй или третьей книги понятно, что существующий порядок вещей будет продолжаться до тех пор, пока читатели не состарятся или пока издатель не умрет от жадности. Чтобы Вселенная жила и развивалась, нужно уметь вовремя менять правила игры. Не зацикливаться на одном и том же, а смело идти вперед, тогда интерес к твоему миру никогда не пропадет. Книги, как и люди, часто стареют. Многие идеи недолговечны и теряются, как слезы в дождь.
- Игорь, из известных фантастов – российских и зарубежных, пишущих боевики на космические темы, кто вам ближе по духу?
Из современных: Игорь Поль, Алекс Орлов. Иногда попадается на удивление удачная фантастика начинающих писателей, чьи имена даже не помню. Они как свежая кровь или как глоток чистого воздуха. Этих авторов не смущают трудности и они не боятся смешивать жанры в поисках формулы идеальной истории. Я очень рад за них и желаю удачи в нелегком труде. Пускай для них никогда не будет непреодолимых границ в воображении. Главное, не останавливаться на достигнутом.
Из зарубежных авторов храню верность мэтрам, задавшим тон всей мировой фантастике – Гарри Гаррисону, Роджеру Желязны, Андре Нортон, Филиппу Фармеру, Алану Дину Фостеру, Полу Андерсену, Клиффарду Саймаку, Роберту Шекли и многим другим, кого с детства читаю запоем. Почти всех их уже давно нет в живых, но их фантастика не умерла и не постарела. Мэтры как первопроходцы проложили путь к звездам, а дальше, как говорится, дело техники. Даже Альберт Эйнштейн однажды сказал: “Воображение важнее знаний, так как знания ограничены, а воображение нет”. Но без знаний невозможно создать хорошую историю, поэтому считаю, что они должны дополнять друг друга, а не конкурировать. Именно воображение и знания позволили людям подняться сначала в воздух, а потом устремиться к звездам.
- Традиционный вопрос: что в писательских планах?
Идей много, а вот времени на их реализацию мало. Сейчас закончил историю о юноше, который волею судьбы попал в огромный и пугающий мир, где перед ним открыты дороги к любому из миров Галактики Млечного пути. Чем особенно примечательна история, так это тем, что главный герой по ходу повествования никого не убил. Скажете, скучно? Будете не правы. Нам внушили, что насилие единственный способ решить любую проблему. Категорически не соглашусь с этим утверждением. Сейчас просто трудно найти книгу без насилия, но они есть. Я решил вернуться к корням человеческой доброты и показать, что, даже путешествуя по необъятным и непредсказуемым просторам Вселенной, главный персонаж не обязательно согласно общему мнению должен замарать себя, убивая налево направо. “Нет ничего глупее, чем война за мир” – мое любимое изречение. Не стоит с ранних лет молодежь приучать к насилию, которого, к сожалению, хватает и в реальной жизни и на экранах телевизоров. Они должны усвоить сразу, насилие – удел безголовых, недалеких людей, а война – последний довод дилетантов. Эмоции никогда не должны возобладать над разумом. Иначе в мире воцарится хаос.
Я не коммерческий писатель и пишу исключительно для узкого круга читателей, любящих космическую фантастику и для собственного удовольствия. Основная работа не позволяет мне слишком много времени уделять литературе. У меня семья и маленький сын, которые для меня носят приоритетный характер – являются главным событием и смыслом жизни. Поэтому на сегодняшний день у меня всего 9 полностью законченных романов, в то время как за более короткий срок многие авторы каким-то непостижимым для меня образом ухитряются написать в два, а то и в три раза большее количество. О качестве текста таких историй говорить не станем. Пускай это целиком останется на совести автора. Спешка не в моем обычае. Прежде чем решить, что роман закончен, я его очень долго и старательно правлю. Это очень тяжелая и кропотливая работа и занимает порой не один год.
Какой бы необычной и удивительной не была фантастика, у нее вполне земные корни – двусторонняя связь с реальностью. Невозможно вообразить невообразимое, как невозможно понять непонятное. Фантасты тоже люди, и мы в отличие от ученых выдвигаем смелые и порой безумные гипотезы, не опасаясь, что нас за это предадут анафеме или отправят в дурдом. Если и существует на свете гибкий, универсальный жанр, то эта фантастика. Миры фэнтази при всей своей привлекательности ограничены определенными рамками, из которых не особо выпрыгнешь. И пускай скептики сколько угодно уверяют меня, что драконы и магия окончательно вытеснили звездолеты и другие планеты, я всегда буду считать, что именно за фантастикой будущее. Слишком велик потенциал и исчерпать его невозможно, как невозможно понять странную тягу к звездам.
И. Розов, Космоопера.ру
Космоопера.ру - новости фантастики.